Жилмассив в границах сегодняшних улиц Карла Маркса, Ухтомского, Демьяна Бедного и остановки «Степная» впервые спланировали в 1899 году, для создания здесь китайского квартала. Китайцев в Хабаровске тогда было очень много, в 1900 году их официально насчитали более двух тысяч (и еще примерно столько же корейцев) из общего населения 14.900.

Жили они компактно в районе нынешней площади Славы и городским властям это не давало покоя. Вопрос об их выселении куда-нибудь на окраину поднимался неоднократно и наконец постановлением генерал-губернатора под китайский квартал выделили место за чертой города и линией железной дороги, в полях.

Есть данные, что для будущей резервации придумали даже названия улиц, которые должны были именоваться как китайские города и реки (Пекинская, Харбинская, Сунгарийская и так далее). В итоге до переселения китайцев так и не дошло, и на подготовленной территории позже начали строить дома русские. Правда, фишка в том, что многие приехали тоже из Китая.

Изначально здесь планировался китайский квартал

Изначально здесь планировался китайский квартал

После проигранной войны с Японией русское население Порт-Артура, Дальнего, юга Маньчжурии, было вынуждено перебираться в Россию. Многие задерживались в Хабаровске, где начался резкий рост населения и бум жилищного строительства. В связи с этим гордума в 1907 году стряхнула пыль с плана китайского квартала и переутвердила его практически без изменений. Только он теперь уже стал русским.

Было спланировано более 200 участков под жилую застройку, еще несколько — под казенные заведения и даже две площади — базарная и церковная. Земля здесь тогда была очень дешевой — застройщики получали ее в аренду за 10 копеек с квадратной сажени в год.

Поперечные улицы были номерные, а самая большая продольная, шедшая через всю слободку, даже номера не получила. И ее стали неофициально называть Большой.

Один из самых старых домов стоял по адресу Большая,14\Чернореченский переулок 57. Снесен в 1980 годах

Один из самых старых домов стоял по адресу Большая,14\Чернореченский переулок 57. Снесен в 1980 годах

Примерно в это же время там появились первые жилые дома. В 1908 году, в честь 50-летия присоединения Приамурья к России, это место получило название Муравьево-Амурская слобода.

В сентябре 1909 года здесь открылась трехлетняя приходская школа, где обучалось 38 детей. Примерно в 1916-м начали строить деревянную церковь. Правда, в связи с последовавшими событиями, закончить не успели. Позже, уже при советской власти, пресса писала о ней как о «недостроенной и бесцельно гниющей» и предлагала разобрать, чтобы построить что-нибудь нужное. Собственно, так и было сделано в 1928 году.

В июле 1919 года слободка была включена в городскую черту. На тот момент здесь числилось 328 домовладений с населением порядка полутора тысяч человек.

Дома здесь строили люди не бедные, а самым богатым был купец Василий Батуев, из обширного клана, владевшего мельницей и кучей магазинов и много чем еще. Его большой каменный двухэтажный дом, стоявший на самом краю слободки, ближе всех к городу — единственный в этом районе, уцелевший с дореволюционного времени.

Говорят, когда-то возле дома был красивый пруд и деревянные пристройки

Говорят, когда-то возле дома был красивый пруд и деревянные пристройки

Кстати, решение о включении слободки в состав города принимали «белые» власти под руководством печально знаменитого атамана Ивана Калмыкова, о котором сказана знаменитая фраза «И бывают же в русском народе такие ироды поганые, слава богу, что его китайцы убили».

Калмыковцы отметились в Хабаровске массовыми расстрелами «подозрительных личностей» (а подозрительными объявлялись, например, все, кто косо посмотрел или кого хотелось ограбить). Хоронили жертв террора в кирпичных карьерах и оврагах в окрестностях Муравьевской слободы. На месте самого большого выявленного захоронения позже был поставлен памятник. Теперь это место известно как Памятник партизанам, хотя, конечно, никакими партизанами убитые люди не были.

Считается, что фото сделано в слободке в день обстрела

Считается, что фото сделано в слободке в день обстрела

Сама слободка очень сильно пострадала уже после того, как Калмыков сбежал в Китай навстречу своей смерти. 5 апреля 1920 года ее накрыли массированным артиллерийским огнем японские интервенты. Обоснование — здесь размещалась на постое часть войск «красных». Было убито неизвестное количество солдат и двое местных жителей — 39-летний учитель Иван Наумов и 18-летний юноша Федор Балицкий.

Здесь было слободское кладбище

Здесь было слободское кладбище

Их могилы до сих пор сохранились на месте слободского кладбища, закрытого в 1932 году, в ста метрах от высотки на Демьяна Бедного, 14. Отметим, что надгробие на могиле Федора Балицкого — пожалуй самое старое из сохранившихся в городе, которое стоит примерно на том же месте и в том виде, как его поставили изначально. Место это найти не просто — кругом гаражи, заросли, все перекопано, и похоже, здесь скоро будет очередная высотка. Захоронения застройщики ранее обещали куда-то перенести, но это не точно.

В ста метрах отсюда - высотка на Демьяна Бедного

В ста метрах отсюда — высотка на Демьяна Бедного

Примерно в 1925 году слободку переименовали — «царского сатрапа» Муравьева-Амурского заменили на Карла Маркса. Отметим, кстати, как курьез, что вплоть до 1924 на школе висела табличка, гласящая, что она названа в честь императора Александра Второго. Лишь после того, как об этом написала местная газета, ее сняли.

К 1930-м годам в народе ее стали называть железнодорожной слободкой. По всей видимости, власти, уплотняя и выгоняя первоначальных хозяев недвижимости, стали заселять сюда тружеников железных магистралей.

Бывший элитный дом

Бывший элитный дом

Первым большим зданием, построенным тут при советской власти, стал двухэтажный дом для железнодорожного начальства на второй линии (ныне Куйбышева, 1), сданный в 1929 году. На тот момент это было элитное жилье, причем построенное одним из первых при новой власти.

Уже много позже была построена школа № 13. Ее начали возводить в слободском парке в 1936 году, а ученики пришли в классы во второй четверти 1938-го.

Вид на школу № 13 со стороны Куйбышева

Вид на школу № 13 со стороны Куйбышева

Примерно в то же время номерные улицы стали получать официальные названия. Причем процесс происходил постепенно, а последней нынешнее наименование получила улица Демьяна Бедного, это было уже в 1950-х годах, после смерти Сталина.

Масштабное жилищное строительство со сносом деревянных домов началось здесь в 1960-е годы, после того, как был построен путепровод на Карла Маркса через Транссиб и транспортное сообщение между западной и восточной частями города перестало зависеть от движения поездов.

Современный вид район стал приобретать в 1960-х годах

Современный вид район стал приобретать в 1960-х годах

Полноценная автомобильная развязка была «пристроена» к путепроводу в 1983 году, но без одного «листка». Изначально левый поворот на Большую с Карла Маркса находился в районе современного торгового центра «Большая Медведица», где сейчас тупиковый участок. Уже в середине 1970-х это было большой проблемой, поскольку пробка на повороте в час пик растягивалась чуть ли не на километр. Объект был полностью завершен только в 2001 году.

На Большой периодически встречаются интересные образцы архитектуры

На Большой периодически встречаются интересные образцы архитектуры

В итоге изначальная Большая стала чем-то вроде безымянного широкого междворового проезда с оживленным движением. Местные называют эту дорогу «За Большой».

Интересно, что в результате того, что этот исторический район разрезали в 1950-е годы какой-то ведомственной железнодорожной веткой, его изначально наиболее развитая часть, лежащая ближе к городу, оказалась практически отрезана от Большой, а ни к какому другому району не прирезана. Получился какой-то неизвестный науке и мэрии остров.

Получился какой-то неизвестный науке и мэрии остров.

Получился какой-то неизвестный науке и мэрии остров.

Попасть сюда, к историческому дому Василия Батуева, который теперь носит адрес Ухтомского, 17, можно только кружным путем мимо каких-то бункеров и буераков.

Мимо каких-то бункеров и буераков

Мимо каких-то бункеров и буераков

Неподалеку от батуевского особняка стоит еще один страшно красивый дом — вышеупомянутое бывшее элитное жилье для высокопоставленных железнодорожников.

Любой, кто видит это впервые — впадает в ступор

Любой, кто видит это впервые — впадает в ступор

Любой, кто видит его впервые — впадает в ступор. В сочетании с окружающим мрачным пейзажем он сразу наводит на мысли о классических сюжетах триллеров. Кажется, что сейчас откуда-то выскочит маленькая девочка и крикнет «Бегите, глупцы!».

Говорят, особенно красиво здесь осенью

Говорят, особенно красиво здесь осенью

Девочки и впрямь выбегают, но ничего не кричат и бояться их не надо. В этом районе живут весьма дружелюбные люди, которые всеми силами пытаются украсить и спасти свои разваливающиеся, забытые всеми дома. Здесь даже фонтан соорудили своими силами.

Фонтан

Фонтан

Жильцы Куйбышева, 1, даже подумывают о том, чтобы участвовать в городском конкурсе на лучший двор, но не знают, как туда заявиться. Говорят, особенно потрясающий вид здесь бывает осенью. Жители очень приглашают в гости мэра Кравчука и прокуратуру — полюбоваться уникальными видами, — утверждая (и не без основания), что других таких в городе нет.

К Батуеву есть претензия

К Батуеву есть претензия

Представители городских властей заезжали сюда последний раз лет 50 назад, все валится, сыпется, гниет. В одном доме протекает крыша. В другом, наоборот, снизу ползет плесень и чуть ли не грибы растут. К купцу Батуеву есть, кстати, претензия — зря он построил дом без подвала. Стены уже промокли настолько, что обои не то, что отваливаются, их уже даже наклеить невозможно.

Все стараются делать вид, что этого «острова» вообще не существует

Все стараются делать вид, что этого «острова» вообще не существует

Не говоря уже о том, что дорога здесь, пожалуй, самая лютая в городе. Ее даже дорогой сложно назвать. Это щебеночное нечто, сильно похожее на трассу Селихино-Николаевск, совершенно не ожидаешь увидеть практически в центре города.

Жильцы приглашают Кравчука заглянуть в гости

Жильцы приглашают Кравчука заглянуть в гости

Ни в администрации Хабаровска, ни в управляйке людям ничего толком сказать то ли не могут, то ли не хотят и стараются делать вид, что этого «острова» вообще не существует.

По другую сторону - картина противоположная

По другую сторону — картина противоположная

По другую сторону современной Большой — картина диаметрально противоположная. Здесь в обозримой перспективе застроят последние свободные клочки земли. Жильцам давно уже кажется, что, может быть, хватит лепить «свечки». Но им все время объясняют, что это именно кажется, а на самом деле еще две-три-пять высоток пристроить вполне можно.

Напомним, ранее мы рассказывали, о том, как вместо спиртзавода образовалась высотка, почему появился и исчез Гидрогородок, когда Истомина стала складом мифических домов, Павловича — окраиной в центре города, а Энергомаш оказался точкой притяжения шопоголиков, а также о многом другом

Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru.

Фото Анны Котельниковой

Расскажите друзьям

Facebook
Вконтакте

Материалы по теме