Принято считать, что в СССР секса не было, но при этом косметика почему-то была…
Самый известный бренд носил загадочное название «ТЭЖЭ», и советские модницы постоянно ломали голову, пытаясь расшифровать это РОМАНТИЧЕСКОЕ ИМЯ своих любимых духов или помады – название «ТЭЖЕ» расшифровывали как «Тайны Женщины», «Твои Желания» или «Тайные желания» …
Однако обозначение косметики именем «ТЭЖЕ» было по-маяковски простым и прямолинейным — как все в Стране Советов. Это была продукция Государственных мыльно-косметических фабрик треста ТЭЖЭ – Трест Жировой и Костеобрабатывающей Промышленности «ТРЕСТ ЖИРОКОСТЬ».
Советская Россия, терзаемая в первой половине ХХ века войнами и революциями, даже спустя полвека после окончания всех революций по-прежнему жила в окружении врагов – капиталистические государства всегда скалили на нас зубы. Поэтому темпы «гонки вооружений» не давали расслабиться — легкая промышленность всегда развивалась в СССР по остаточному принципу. Тем более, что секса-то нет, зачем она вообще эта «ле-е-егонькая» промышленность, лучше новый танк построим! Важнее же, чем помада или духи…
Впрочем, никакие революции тут вообще не при чем. Россия всегда была слишком огромна и самостоятельна, чтобы с кем-либо «дружить» по-настоящему. Очень верно сказал в свое время наш Царь Александр III, Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский — «У России есть только два союзника — её армия и флот». Верно и точно сказал Царь-батюшка, почти как Маяковский. Так оно всегда и было и так всегда и будет.
До 1917 года косметикой, привезенной из Европы, пользовались только столичные аристократы, актрисы и… женщины легкого поведения. В России были свои парфюмерные фабрики. Старейшая из них — парфюмерная фабрики Товарищества «А. Ралле и Ко», открытая в 1843 году в Москве, была национализирована в 1917 году, и получила название «Государственный мыловаренный завод № 4».
Руководители «номерных» предприятий, недовольные безликими названиями заводов, стали ходатайствовать перед Советом народных комиссаров о присвоении им более благозвучных имен — так в 1922 году фабрика получила название «Государственная мыльно-косметическая фабрика «Свобода», вошедшая в том же году в «Трест ЖироКость» — ТЭЖЭ.
Трест «ТЭЖЭ» возглавила жена Молотова — Полина Жемчужина.
Чтобы избежать эпидемий необходимо было приучать все слои населения к гигиене. Партией было принято решение выпустить на прилавки магазинов советскую косметику по весьма доступным ценам. Ассортимент косметических средств ТЭЖЕ был достаточно велик: мыло, крема, пудра, помада, и даже туалетная вода. Косметики в продажу поступало было с избытком, а цена была копеечная, ниже себестоимости. Таким нехитрым способом самые бедные слои населения приучали к уходу за телом.
Наибольшую популярность в советские годы завоевали, конечно же, духи «Красная Москва», флакон которых напоминал Кремлевский дворец.
В 1864 году французский парфюмер Генрих Брокар основал в Москве парфюмерно-косметическую фабрику. Она, разумеется, тоже была национализирована в 1917 году и позднее также вошла в состав «ТЭЖЭ» и стала советской фабрикой «Новая заря».
Именно там был создан аромат «Любимый букет императрицы», который стал впоследствии основой для «Красной Москвы». Предположительно аромат был создан «сыном французского мыловара» Августом Мишелем для императрицы Марии Федоровны к 300-летию Дома Романовых.
Духи «Красная Москва» стали самым знаменитым ароматом на всю страну и одним из самых престижных подарков на любом социальном уровне..
Постепенно советская косметика становилась все более качественной: тональный крем «Балет», увлажняющий детский крем «Антошка» и легендарный «Тройной одеколон»…
Удивительно, но спустя полвека после Маяковского – реклама советской косметики 60-70-х годов XX века придерживается примерно того же стиля, что был задан «Окнами РосТА» в 20-х годах. Плакаты, выполненные в духе соцреализма и ар-деко, подчеркивали естественную красоту и природное очарование, возможно поэтому привлекают внимание до сих пор.
Фотографии из открытых источников