Биография
Татьяна Бакальчук училась в Газопроводской средней школе в период с 1981 по 1992 год.
Высшее образование получила в Московском государственном областном социально-гуманитарном институте в 1992 — 1997 году.
После окончания вуза работала преподавателем английского языка.
2004-2005
Когда в 2004 году у Татьяны Бакальчук родился ребенок и зарабатывать преподавательской деятельностью стало тяжело, она решила заняться торговлей одеждой и обувью через интернет. Складом на начальном этапе стала собственная квартира, а первоначальный ассортимент состоял из продукции немецких каталожников — Otto и Quelle.
Когда Татьяна Бакальчук решила открыть свое дело, ее муж Владислав уже был опытным предпринимателем. Сайт интернет-магазина Wildberries сделала принадлежащая ему компания.
В 2005 году семейный интернет-бизнес эволюционировал в компанию ООО «Wildberries», который впоследствии стал самым посещаемым в Рунете интернет-магазином с ассортиментом более 100 тыс. наименований от 1 тыс. брендов.
2017: Суды с поставщиками и запуск PR-кампании об истории успеха Бакальчук
В 2017 году у Wildberries разгорелся конфликт с поставщиками. За неполный год компания получила от партнеров больше двух десятков исков.
Wildberries удавалось выигрывать такие суды. В масштабах бизнеса (оборот Wildberries в 2017 году составил почти 47,5 млрд рублей, прибыль — 1,5 млрд) суммы исков были в общем незначительные. Но из-за закрытости компании по рынку поползли слухи о финансовых проблемах.
Менеджеры жаловались Татьяне Бакальчук и ее мужу на сложности в переговорах с поставщиками, вспоминает бывший сотрудник Wildberries. Компания хотела работать с дорогими брендами, а те первым делом спрашивали: «Вы разве не банкротитесь?»
Тогда Бакальчуки впервые решили нанять профессиональных пиарщиков, рассказали в 2020 году The Bell несколько собеседников на этом рынке. Поиск поручили Егору Пчелинцеву, одному из старейших сотрудников Wildberries. Сейчас он директор по рекламе и PR. Пчелинцев выбрал небольшое PR-агентство «Лампа».
Бывший сотрудник Wildberries вспоминает, что партнерство с пиарщиками оказалось непростым: вытянуть инфоповоды не удавалось, сотрудники компании игнорировали вопросы внешних пиарщиков в рабочей переписке. Но те не отчаивались. Поставив на поток производство пресс-релизов про квартальные показатели и запуск новых товарных категорий, они стали уговаривать Татьяну Бакальчук стать героиней большого материала в одном из ведущих деловых изданий. Через несколько месяцев она согласилась.
Пиар-консультанты решили, что позиционировать компанию выгоднее всего через историю self-made woman, бывшей учительницы английского, которая запустила бизнес вскоре после рождения ребенка.
Материал вышел в журнале Forbes. Он во многом повторял статью в том же издании, вышедшую в 2012 году. Но поскольку с тех пор о Wildberries никто подробно не рассказывал, публикация сработала именно так, как это и было задумано. Поставщики стали лояльнее, увидев в Бакальчук «бизнесвумен от сохи», от журналистов не было отбоя. Постепенно Татьяна втянулась, стала участвовать в светской жизни.
В 2018 году основательница Wildberries дала первое в своей жизни видеоинтервью YouTube-каналу миллиардера Игоря Рыбакова. Его компания «Технониколь» тогда делала кровлю для самого большого склада Wildberries площадью 145 тыс. кв. м под Подольском.
«Такие большие компании обязательно строятся в партнерстве: один человек — системный менеджер (это Владислав [Бакальчук]), второй — душа, вибрация мира (это Татьяна), — рассуждал Рыбаков в беседе с The Bell. — Люди вокруг Татьяны сплачиваются, объединяются. Она заряжает их идеей, и каждый чувствует себя важным для достижения цели. Это семейный бизнес. Почему-то принято считать, что там один лидер. На самом деле их два, и оба выполняют критически важные роли».
Позже весной 2020 года, в разгар карантина, Татьяна Бакальчук примерила на себя роль выразительницы интересов всей индустрии, предложив властям закрыть торговые залы продуктовых
Владелица интернет-ритейлера Wildberries стала самой богатой женщиной в России
Состояние Бакальчук в 2020 году относительно 2019-го увеличилось на $400 млн благодаря увеличению оборота Wildberries на 88% до 223,5 млрд рублей, в том числе за счет увеличения числа поставщиков и двукратного роста ассортимента. Ассортимент магазина вырос с 1,8 млн до 3,6 млн позиций, число обработанных заказов также удвоилось и достигло 164 млн.
Росту способствовало снижение комиссии для партнеров с 38% до 15% и запуск Центров экспертизы электронной коммерции, — заявил журналу директор по развитию Wildberries Вячеслав Иващенко.
Татьяны Бакальчук стала самой богатой россиянкой после того, как Wildberries занял первое место в рейтинге 10 крупнейших онлайн-продавцов в России. На второй и третьей строчках «Аэрофлот» (221 млрд рублей) и Al express (201,4 млрд рублей).
Впервые основательница Wildberries вошла в список богатейших россиян в 2018 году с состоянием в 600 миллионов долларов . Через год ее доход вырос вдвое и почти сравнялся с богатством Батуриной, которая входит в список Forbes с 2004 года. В рейтинге 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes за 2019 год Бакальчук заняла 94 место.
Как отмечает Forbes, Бакальчук является единственной владелицей Wildberries. Это непубличная компания, поэтому её стоимость оценивается по объёму продаж и прибыли, а также по мультипликаторам аналогичных проектов и оценкам венчурных капиталистов.