Критики, филологи и школьные учителя твердят, что у литературы нет пола, есть только хорошие и плохие тексты. Но в реальности гендерная дискриминация существует и в литературе. За 11 лет школьной программы в учебниках мы встречаем множество женских имен, но только три из них – авторки. Это великие русские поэтессы – Анна Ахматова, Марина Цветаева и Белла Ахмадулина. Но где другие? Неужели женщины ничего не писали?! Нет. Большинство женских имен стерто из истории критиками и цензурой, мужчины не хотели конкурировать с женщинами в литературе. Молодой Белинский, самый влиятельный критик прошлого писал: «Никогда женщина-автор не может ни любить, ни быть женою и матерью». Женщины на протяжении столетий боролись за свое место в литературе. И наша задача не растерять их накопленный опыт и не дать забыть об их неоценимом вкладе.
Москва
Марина Цветаева (8 октября 1892 – 31 августа 1941 гг.)
«Я знаю себе цену: она высока у знатока и любящего, ноль — у других, ибо не держу “марки”, представляю держать — мою – другим»
Родители повлияли на любовь к музыки и античной мифологии.
Цвет Греции и слава Рима, —Неисчислимые тома!Здесь — сколько б солнца ни внесли мы —Всегда зима.
Была в отношениях, как с мужчинами, так и с женщинами.
«Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное — какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное — какая скука!»
Написанное в эмиграции остается неопубликованным.
«Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…»
1 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством, оставив три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить, Асееву и сыну.
Белла Ахмадулина (10 апреля 1937 – 29 ноября 2010 гг.)
«Лирическая моя героиня, она происхождения более раннего даже, чем двадцатый век»
Родилась в Москве в 1937 году, под именем Изабелла.
«Я рано спохватилась и сократила это имя до «Белла».
Первые стихи напечатал в 1955 году журнал «Октябрь»
На грядках зеленого огородика,
Где тянется хмель к кривому крыльцу,
Я неожиданно встретила Родину,
С нею столкнувшись лицом к лицу.
Известнейшее стихотворение Белла написала в 22 года.
По улице моей который год
звучат шаги — мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.
Была замужем 4 раза, В 1974 году поэтесса вышла замуж в последний раз — за скульптора Бориса Мессерера.
После смерти поэтессы Борис Мессерер написал книгу-воспоминание «Промельк Беллы», а в Тарусе установили памятник Ахмадулиной, который изготовили по его эскизам.
«Я никогда не готовила своих книг. Никогда! Когда-то я была запретным поэтом, и это меня тоже мало интересовало. Надо быть чистым перед диктатом свыше. Надо думать, не о книгах, а о том, чтобы не провиниться перед своей совестью, перед чистотой звука».
Наталья Горбаневская (26 мая 1936 — 29 ноября 2013 гг.)
«Все остальное я делала сознательно, а стихи пишутся сами»
Основа поэзии – политическая тематика.
Сидят от А до Я,
надеются на Фултон,
на атомную бомбу да
на третью мировую…
И плакать нам нельзя,
по крайней мере гулко,
а только биться лбом — куда?
— в стену непробивную.
Была задержана КГБ в связи со знакомством с А. Терехиным и В. Кузнецовым, после выступала против них в суде, о чем жалела.
«Вот это самый мрачный момент в моей истории жизни, мною мне не прощенный».
Участница сидячей демонстрации против ввода войск в Чехословакию.
«Общепонятно лишь одно: «благоразумное молчание» может обернуться безумием — реставрацией сталинизма».
В советской печати стихи Горбаневской почти не публиковались.
С 1959 года стихи Горбаневской распространялись в Самиздате; они включены были в журнал «Синтаксис», альманахи «Феникс».
Санкт-Петербург
Надежда Тэффи (9 мая 1872 – 6 октября 1952 гг.)
«Я родилась в Петербурге весной, а, как известно, наша петербургская весна весьма переменчива: то сияет солнце, то идет дождь. Поэтому и у меня, как на фронтоне древнего греческого театра, два лица: смеющееся и плачущее».
Впервые имя Тэффи появляется в декабре 1901 года.
«Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё. Но — что? Eй нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака — дураки всегда счастливые»
Была известна сатирическими стихами и фельетонами, входила в состав постоянных сотрудников журнала «Сатирикон».
В 1910 году в издательстве «Шиповник» вышла первая книга стихотворений «Семь огней» и сборник «Юмористические рассказы».
Я зажгу свою свечу!
Дрогнут тени подземелья,
Вспыхнут звенья ожерелья,
— Рады зыбкому лучу.
Ее называли «королевой русского юмора». Она шутила, как в прозе, так и в лирике, так и в жизни.
И. Бунин: «Надежда Александровна! Целую ваши ручки и прочие штучки!»
Н. Тэффи: «Ах, спасибо, Иван Алексеевич. Спасибо за штучки! Их давно уже никто не целовал!»
Эмиграция меняет направление ее творчества от сатиры к философии.
«Боялись смерти большевистской – и умерли смертью здесь… Думаем только о том, что теперь там. Интересуемся только тем, что приходит оттуда»
Мирра Лохвицкая (19 ноября 1869 — 27 августа 1905 гг.)
«Я — женщина и — только»
Существует легенда, согласно которой, умирая, прадед Марии Кондрат Лохвицкий произнёс слова: «ветер уносит запах мирры…» и изменить имя Мария решила, узнав о семейном предании.
«Мирре Лохвицкой <…> Бальмонт сказал, что любил её и продолжает любить до сих пор: её портрет сопровождает его во всех путешествиях».
– Фидлер Ф.Ф.
Её считают основоположницей русской «женской поэзии» ХХ века, открывшей путь А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой.
«Теме женской любви подчинено всё её творчество; иногда встречаются исторические мотивы. Мастеровитые стихи богаты образами и сравнениями, их структура определяется параллелизмами, они не повествовательны, проникнуты романтикой, эротикой, в них выражается приятие мира как принцип — и по отношению к возлюбленному, и к смерти»
— В. Казак
Имея огромное массовое признание, после смерти Лохвицкая была практически забыта.
Как писал М. О. Гершензон, «стихотворения Лохвицкой не были оценены по достоинству и не проникли в большую публику, но кто любит тонкий аромат поэзии и музыку стиха, те сумели оценить её замечательное дарование…».
Мария Шкапская (15 октября 1891 – 7 сентября 1952 гг.)
«Голодранка с петербургской улицы, тряпишница, выросшая на свалках».
В периодике появилась впервые в 1910 году со стихотворением на смерть Льва Толстого.
В начале 1920-х годов была принята в члены петроградского Союза поэтов, представив к рассмотрению ещё не опубликованную книгу стихов «Mater Dolorosa».
Как глухо плачет море!
Как даль кругом пуста!
Рассказываю горе,
прижав к земле уста.
В 1925 году оставила поэзию и занялась журналистикой. Работала разъездным очеркистом в газете «Правда» и в ленинградской «Красной газете».
Интересовалась собаководством, устраивала выставки, вывела породу коричневых пуделей с различными оттенками.
Характерной для Шкапской является форма стихов, записанных как проза, без специфической стиховой графики:
Причастницей войду в твою постель, закрыв глаза и открывая губы, и будет медь звенящая и трубы, и закачается над нами лёгкий Лель.
В середине 1920-х годов творчество Шкапской подверглось резким нападкам советской критики: в ряде рецензий говорилось о «пагубности» мировоззрения поэтессы, «насквозь физиологичном и иррациональном», которое «заводит в тупик», а сама поэтесса была названа «эпигоном упадничества».
Её поэзия была почти забыта в СССР, о ней вспомнили лишь в середине 1990-х годов.
Татьяна Толстая (3 мая 1951 г. )
«Я у многих вызываю злобу»
В 1983 году написала первый рассказ под названием «На золотом крыльце сидели…».
«На четыре времени года раскладывается человеческая жизнь. Весна!!! Лето. Осень… Зима?»
В 1990 году писательница уезжает в США, где ведёт преподавательскую деятельность.
После четырёх месяцев пребывания в Америке отмечала, что «мозг её превращается в фарш или салат, где смешиваются языки и появляются какие-то недослова, отсутствующие как в английском, так и в русском языках».
В 1991 году начинает журналистскую деятельность.
Ведёт собственную колонку «Своя колокольня» в еженедельной газете «Московские новости», сотрудничает с журналом «Столица», где входит в состав редколлегии.
Дебютный роман «Кысь» показывает жизнь после апокалипсиса с потерявшими былой облик людьми и странными животными.
Нет худшего врага, чем равнодушие! С молчаливого согласия равнодушных как раз и творятся все злодейства.
В 2011 году вошла в рейтинг «Сто самых влиятельных женщин России». Лауреат множества литературных премий и телевизионной премии «ТЭФИ» (2003).
Одесса, Украина
Анна Ахматова (23 июня 1889 – 5 марта 1966 гг.)
«Я родилась в один год с Чарли Чаплиным, „Крейцеровой сонатой“ Толстого, Эйфелевой башней…»
Первые публикации под именем «Анна Ахматова» появились в 1911 году.
На руке его много блестящих колец
— Покоренных им девичьих нежных сердец.
Там ликует алмаз, и мечтает опал,
И красивый рубин так причудливо ал.
Репрессиям были подвергнуты близкие ей люди: первый муж, третий муж и сын.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
С 1923 по 1934 практически не печаталась. Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и преследованиям.
«С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые — перепечатывать»
Ахматову писали и рисовали многие художники. Любимый портрет поэтессы написал Амедео Модильяни.
«Ахматовская поэзия совершенно далека от народа. Это — поэзия десяти тысяч верхних старой дворянской России, обречённых»
— А.А. Жданов.
Была дважды номинирована на Нобелевскую премию по литературе.
Вера Инбер (10 июля 1890 – 11 ноября 1972 гг.)
«Я писательница советская, но родом из Российской империи»
Первая книга Веры Инбер «Печальное вино» вышла в Париже за средства самой поэтессы.
«Моя душа давно была маркизой.
Она любила тонкие духи,
Улыбки, полонезы, менуэты,
Ей доверяли тайны и секреты»
В 1914 г. начала работать журналистом, писала прозу и очерки, ездила по стране и за рубеж.
«Из всего, что было написано на земле, я читала только Диккенса и Франса. Один приходил с радостными слезами, другой — с грустной улыбкой. Один утверждал, что главное в мире — это сердце, другой утверждал — ум».
Перу Инбер принадлежит текст популярной песни «Девушка из Нагасаки».
«Он юнга, его родина – Марсель,
Он обожает пьянку, шум и драки.
Он курит трубку, пьет английский эль,
И любит девушку из Нагасаки.»
Проведя три года в блокадном Ленинграде написала книгу «Почти три года».
«Мы и не видали лета красного.
Видели только, как кровь течет»
Белёв
Зинаида Гиппиус (20 ноября 1869 — 9 сентября 1945 гг.)
«Я с детства ранена смертью и любовью»
Поначалу Гиппиус и Мережковский заключили негласный уговор: она будет писать исключительно прозу, а он — поэзию.
Мережковский объявил о том, что сам собирается нарушить договор: у него возникла идея романа о Юлиане Отступнике. С этого времени они писали и стихи, и прозу каждый, в зависимости от настроения.
Стихотворения, опубликованные в «Северном вестнике», — «Песня» и «Посвящение».
Но плачу без слез о неверном обете,
О неверном обете…
Мне нужно то, чего нет на свете,
Чего нет на свете.
Если в прозе она сознательно ориентировалась «на общий эстетический вкус», то стихи -воспринимала как нечто крайне интимное, созданное «для себя». и творила их, по собственным словам, «словно молитву».
«Стихи её — это воплощение души современного человека, расколотого, часто бессильно рефлективного, но вечно порывающегося, вечно тревожного, ни с чем не мирящегося и ни на чём не успокаивающегося».
— М. Гофман
Естественная и необходимейшая потребность человеческой души всегда — молитва. Бог создал нас с этой потребностью. Каждый человек, осознает он это или нет, стремится к молитве.
Таганрог
София Парнок (11 августа 1885 – 26 августа 1933 гг.)
“…У меня есть только один момент любви к тому, что я пишу – это, когда я себе воображаю то, что я думаю, написанным. А потом, когда я уже написала, я неудовлетворена, раздражена или, что хуже всего, равнодушна”
Печатать стихи начала с 1906 года.
После распада неудачного брака обращала своё чувство только на женщин, что нашло отражение в её лирике.
К этому времени относится её роман с Н. П. Поляковой, которой посвящено много стихов Парнок.
С 1913 года публиковала стихи, переводы с французского и критические статьи под псевдонимом «Андрей Полянин».
В 1914 году познакомилась с Мариной Цветаевой. Та посвятила ей цикл стихотворений «Подруга».
Под лаской плюшевого пледа
Вчерашний вызываю сон.
Что это было? — Чья победа? —
Кто побежден?
Выпустила в Москве четыре сборника стихов: «Розы Пиерии», «Лоза», «Музыка», «Вполголоса».
Последние два сборника вышли в издательстве «Узел», причём «Вполголоса» — тиражом всего 200 экземпляров.
Люблин, Польша
Лариса Рейснер (13 мая 1895 – 9 февраля 1926 гг.)
«Я сама как валькирия буду…»
Первым произведением Рейснер была героико-романтическая пьеса «Атлантида»
«Необычайную красоту её, необычайную потому, что в ней начисто отсутствовала какая бы то ни было анемичность, изнеженность, — это была не то античная богиня, не то валькирия древнегерманских саг…»
— Ю. Н. Либединский
В 1915—1916 вместе с отцом выпускала литературный журнал «Рудин» (вышло 8 номеров), задачей которого было «клеймить бичом сатиры, карикатуры и памфлета все безобразие русской жизни».
В 1916—1917 Рейснер переживает бурный роман с Н. С. Гумилевым.
Под именем «Гафиза» поэт выведен в «Автобиографическом романе», не публиковавшемся при жизни Рейснер.
Восторженное отношение к Л. М. Рейснер Б. Л. Пастернака, считавшего её «воплощённым обаянием», дало ему основание назвать Ларисой главную героиню своего романа «Доктор Живаго».
Село Сорвижи
Татьяна Смертина (2 декабря 1948 г.)
Я ещё красивей стану в полутьме…
Лауреат премии Ленинского комсомола (1985), Всероссийской Есенинской премии (1995), премии им. Н. А. Заболоцкого (2003).
Овладела в трехлетнем возрасте самостоятельно. Сначала создавать и читать с деревенской сцены с 5 лет.
Стихи звучали по радио и телевидению.
Какое счастье — быть с тобою!
Твоих ресниц сплошная тьма…
С такою жгучей красотою —
До гроба мне сходить с ума!
Авторка книг: «Брусничный огонь», «Черничная царица», «Венец из ярых пчёл», «Синевластье глаз», «Край Света», «Село Сорвижи» и др.
Вы — единственная, кто, живя на Земле, постанывая от стыда за грехи земные, столь проникновенно и ясно видит небо, слышит голос чистейших его лучей.
— Алим Теппеев
Обладает уникальной силой и неповторимой манерой чтения своих стихов перед публикой. Врожденная яркая индивидуальность: свой стиль, свое личное направление в поэзии, своя философия жизни.
«Бывает так: читаешь стихи и мало что видишь, слова сложены в стихотворение – и всё! Не чувствуешь кроны стихов, не слышишь эхо…
Женщины в русской литературе появились еще во времена Державина, но их творчество всячески порицалось. Многих писательниц и поэтесс стерли из истории литературы. Что привело к распространению мнения о том, что женщины не участвовали в развитии русской культуры. Карта поэтесс и писательниц показывает, что это мнение ошибочно.
А знаете ли Вы поэтесс и писательниц, о которых не пишут в учебниках литературы? Пишите в комментариях!
#феминизм #женщины #литература #поэзия