Уже в первом тысячелетии до нашей эры наивные женщины претендовали на то, чтобы занимать относительно равноправное место на художественном олимпе.

Картин от женщин-художников Древней Греции не сохранилось — впрочем, как и картин мужчин (время уравняло всех).

Однако уцелели их имена.

Их перечисляет Плиний Старший в своей «Естественной истории» (XL.147-148):

Писали и женщины:

«Тимарета, дочь Микона, написала «Диану», которая на картине стариннейшей живописи находится в Эфесе,

Эйрена, дочь и ученица живописца Кратина — «Девушку», которая находится в Элевсине, «Калипсо», «Старика» и «Фокусника Теодора», «Танцовщика Алкисфена»,Аристарета, дочь и ученица Неарха — «Эскулапа».

Иайа из Кизика, старая дева, во время юности Марка Варрона в Риме и кистью писала, и кестром на слоновой кости, преимущественно женские портреты, и в Неаполе написала на большой картине «Старуху», а также свой портрет перед зеркалом»Плиний Старший, перечисливший этих художниц, погиб при извержении Везувия — а фреска, изображающая неизвестную художницу в Помпеях, возможно, изображает именно эту женщину, работавшую в Италии, раз других Плиний не называет. Правда, на фреске из Помпеи 1 в н. э.

Изображение взято из свободных источников

Изображение взято из свободных источников

художница только что раскрасила статую с фаллосом — как-то неприлично для девы.

Изображение взято из свободных источников

Изображение взято из свободных источников

Зато на второй иллюстрации все прилично…

Очень трогательно, что сохранились изображения этих художниц.

Их любили рисовать в средневековых рукописях за работой — все это иллюстрации к Боккаччо «О знаменитых женщинах» Не смотря на то, что имен у Плиния 5 или 6, средневековые иллюстраторы Боккаччо вслед за ним самим рисуют только 3 художниц.

Тимарету которая написала портрет Дианы (Артемиды) Плиний говорит, что Тимарета была дочерью Микона Младшего, которого отличает от Микона, афинского живописца и скульптора второй четверти и середины V в. до н.э.. По-видимому, картина Тимареты “Артемида“ (Диана) была в храме Артемиды Эфесской в Эфесе, и поскольку Плиний говорит, что эта картина «находилась» в Эфесе. 

Изображение взято из свободных источников

Изображение взято из свободных источников

Эйрена чья картина девушки находилась в Элевсине , то обычно считают, что «Девушка» или «Кора» , Кора — богиня Персефона, а Элевсин — это ее святилище, где мистерии. То есть опять важное произведение.

Изображение взято из свободных источников

Изображение взято из свободных источников

Изображение взято из свободных источников

Изображение взято из свободных источников

Иайа была, по всей видимости, греческой художницей, переселившейся в Рим. В Риме (и в Неаполе) она работала во время юности Марка Теренция Варрона (116—27 гг. до н.э.), т.е. в начале I в. до н.э.

Изображение взято из свободных источников

Изображение взято из свободных источников

Средневековые художники по своему иллюстрировали книгу Декамерона и изображения греческих художниц были истолкованы в духе времени, а где то даже с в духе христианства. 

Изображение взято из свободных источников

Изображение взято из свободных источников

Изображение взято из свободных источников

Изображение взято из свободных источников

Расскажите друзьям

Facebook
Вконтакте

Материалы по теме