Для многих образ чекиста всегда представляется в виде мужчины со строгим лицом. Вместе с тем в органах госбезопасности на гражданских и на военных должностях проходили и проходят службу женщины, некоторые из которых в своих праведных делах превзошли многих своих коллег-мужчин.

Одной из таких женщин-чекистов является Герой Советского Союза, заслуженный работник НКВД Марина Михайловна Раскова.

Марина Михайловна Раскова

Ее жизнь и судьба были примером для всей советской молодежи предвоенных лет.

Родилась Марина Раскова в Москве в 1912 г. В 1932 году заочно окончила факультет Ленинградского авиационного учебного комбината по специальности «аэронавигация». В 1933 году стала штурманом Черноморской аэрографической экспедиции. Как все прогрессивные молодые люди того времени, Марина Михайловна совмещала работу и учебу. В 1934 году она экстерном окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, после чего стала преподавать в Военно-воздушной академии имени Е.Е. Жуковского, была инструктором по «слепым» полетам штурманской кафедры академии. При этом она одновременно осваивала штурманскую специальность в школе летчиков при Центральном аэроклубе в Тушине.

В 1937 году в качестве штурмана М.М. Раскова стала рекордсменкой мира по дальности полета на самолете АИР-12. В 1938 году приняла участие в установлении двух мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолете МП-1.

24-25 сентября 1938 года самолет АНТ-37 «Родина», штурманом которого являлась М.М. Раскова, совершил беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток (район реки Керби, Хабаровский край) протяженностью 6450 километров. При вынужденной посадке в тайгу Марина Михайловна по приказу командира выпрыгнула с парашютом. В течение десяти суток она пробиралась через тайгу, пока её не нашли. Из еды у нее были только две плитки шоколада. В ходе данного перелета был установлен новый женский мировой авиационный рекорд дальности полета.

За проявленные мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1938 года М.М. Расковой было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 106). Она стала одной из первых советских женщин, удостоившихся такой высокой государственной награды.

С 1937 года Марина Михайловна на службе в органах государственной безопасности. С 1940 года – сотрудник военной контрразведки, уполномоченный 2 отделения 4 отдела ГУГБ НКВД СССР по контрразведывательному обеспечению авиации.

В июне 1941 года, с началом Великой Отечественной войны М. Раскова рвалась на фронт. Только после письменного ходатайства к И.В. Сталину, который знал ее лично, просьба Марины Михайловны о ее направлении на фронт была удовлетворена. Кроме того, руководством страны ей было поручено сформировать женские авиационные части. По инициативе М. Расковой были созданы три женских авиационных полка — 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночной бомбардировочный («Ночные ведьмы»).

Женщины ВЧК

В начале 1942 года она была назначена командиром 587-го бомбардировочного полка, воевавшего на самолетах Пе-2. При этом М.М. Раскова осталась оперуполномоченным Особого отдела НКВД СССР. С марта 1943 года полк принимал активное участие в Сталинградской битве.

4 января 1943 года при перелете в сложных метеоусловиях на фронт во главе 3-й эскадрильи в небе над Саратовской областью с самолетом Марины Михайловны произошла катастрофа, в результате которой она погибла.

Прах майора НКВД М.М. Расковой захоронен в Кремлевской стене. Тамбовскому высшему военному авиационному училищу летчиков было присвоено ее имя. Кроме звания Героя Советского Союза М. М. Раскова также была награждена двумя орденами Ленина (в 1938 году), орденом Отечественной войны I степени (30.09.1944, посмертно), знаком «Заслуженный работник НКВД» (1940 г.).

Расскажите друзьям

Facebook
Вконтакте

Материалы по теме