Женский матриархат от Ренаты Литвиновой в фильме "Северный Ветер"

9 февраля в прокат выходит фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер». Он повествует о «времени, когда правил великий матриархат» и клане, владеющем Северными полями, которым управляет Маргарита — героиня самой Литвиновой. Кроме нее в фильме снялись Антон Шагин, Софья Эрнст, Галина Тюнина, Татьяна Пилецкая, Светлана Ходченкова, Никита Кукушкин и другие. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, почему этот фильм может оттолкнуть одних зрителей и восхитить других.

Женский матриархат от Ренаты Литвиновой в фильме "Северный Ветер"

С царственным пренебрежением к таким условностям, как место и время действия, Литвинова приглашает зрителя на экскурсию по мрачному и чарующему замку-лабиринту, в котором обитает матриархальный клан владетельниц таинственных Северных полей. Вечная Алиса (эдакая королева-бабушка в исполнении легендарной Татьяны Пилецкой, ныне 92-летней) со своего инвалидного трона следит за соблюдением этикета. Непосредственно правит этим домом Маргарита (сама Литвинова), успешно прячущая деспотизм за маской рассеянной элегантности. Рядом с ней — чудаковатая сестра-экономка Лотта (Галина Тюнина) и многочисленная свита, включающая строгого мажордома (знаменитый переводчик Василий Горчаков) и ловкого секретаря (Кирилл Трубецкой). Со временем на сцене также появится кузен Борис (Максим Суханов), но численный перевес останется за женщинами — возникнет, например, коварная циркачка Матильда (Светлана Ходченкова), будет и выход певицы с мощной арией (Хибла Герзмава собственной персоной).

Центральная интрига связана с помолвкой единственного сына Маргариты — нервного Бенедикта (Антон Шагин). Он приводит в дом хорошенькую стюардессу Фанни (Ульяна Добровская — не актриса, зато дочь постановщицы фильма), которая вскоре пропадает без вести, а ее место занимает сестра и почти тезка Фаина (Софья Эрнст). Параллельно с этой душещипательной историей будет разворачиваться еще одна — о профессоре Жгутике (неизменно темпераментный Никита Кукушкин), который, будучи пластическим хирургом, периодически по-пигмалионовски совершенствует внешность своей Галатеи по имени Ада (Манана Тотибадзе).

Женский матриархат от Ренаты Литвиновой в фильме "Северный Ветер"

В пересказе тянет на мыльную оперу. Ничего стыдного, этот, как принято считать, «женский» жанр логично ложится в матриархальную матрицу Литвиновой. Однако на поверку даже закадровый голос рассказчицы не помогает проследить за всеми перипетиями: меньше всего создательница «Северного ветра» озабочена тем, чтобы «рассказать историю». Скорее ее фильм напоминает величественную инсталляцию впечатляющей красоты (оператор Олег Лукичев, художница по костюмам Надежда Васильева, другие мастера и мастерицы художественного цеха здесь участники как минимум не менее важные, чем актеры), само устройство которой сопротивляется традиционным нарративным техникам — кинематографическим ли, сериальным ли.

Женский матриархат от Ренаты Литвиновой в фильме "Северный Ветер"

Время в «Северном ветре» организовано не линейно, а циклично. В кадре беспрестанно отмечают Новый год — как минимум раз десять, а то и больше, за два часа экранного времени. Удивительно, как фильм не догадались выпустить на каникулярном стыке декабря с январем. С другой стороны, у Литвиновой собственный календарь, не совпадающий с нашим, и даже часы в полночь бьют тринадцать раз. А ее авторское отношение к тому, что мы привыкли считать реальностью, ярче всего передано в сцене, когда новогодний бокал шампанского героиня пьет на балконе с видом на совершенно сюрреалистический, неузнаваемый Кремль. Его башни, звезды и куранты явно находятся в другом пространственно-временном континууме.

Расскажите друзьям

Facebook
Вконтакте

Материалы по теме