Поэт провёл в южной ссылке четыре года, с весны 1820 по июль 1824. Это был самый романтический период его жизни, богатый творческими открытиями, интересными знакомствами и, конечно, романами с дамами.

Мария Волконская, Аглая Давыдова, Елизавета Ксаверьевна Воронцова, Каролина Собаньская, Амалия Ризнич – вот они, прекрасные музы поэта того периода.

Как могли выглядеть эти женщины? Как они одевались, причёсывались?

До нас дошло несколько их портретов, написанных в те годы. Посмотрим на них (а также на портреты других дам) с точки зрения истории моды.

А в женской моде тех лет происходили серьёзные изменения. Мода периода ампира менялась на моду бидермейера (1822-1836).

Талии женских платьев, находившиеся целую четверть века под грудью, как в фильме «Война и мир», стали опускаться на свои естественные места. Но не опустились полностью, а… застряли на середине между местом под грудью и талией! Как на этом портрете:

Йозеф Штилер. Портрет Амалии Августы Баварской, 1823 год

Произошло это в 1822 году. И только в конце 1825 года пояса женских платьев опустятся на талию.

Но прежде, чем начала опускаться линия талии, изменились причёски. Появились пучки и гроздья локонов на висках – типичная особенность причёски эпохи бидермейера.

Портрет Марии Раевской, начало 1820-х. Художник неизвестенAlexandre J. Dubois Drahone. Портрет Amélie Du Bois, 1821 год

Платья приобрели оригинальную отделку – аппликации в виде шёлковых жгутов на лифе. Вошли в моду объёмные береты, тюрбаны с пышными перьями. И шляпы! В период ампира шляп не было, были только капоры.

Йозеф Томинц. Портрет графини Цецилии Аверсберг, около 1823 годаIgnace Brice. Потрет дамы в шляпе из перьев, 1822 - 1823 год

Не только сами платья теперь покрывали тюлем, но и появился тюлевый рукав, который будет очень популярен в последующее десятилетие:

William Beechey. The Duchess of Kent and Princess Victoria, 1821 год

А за ним появился и рукав «жиго» (от французского слова «окорок»), широкий на плечах и сужающийся к запястью.

На втором портрете Марии Раевской локоны более тугие и пышные, у платья — рукав «жиго» из прозрачной ткани поверх короткого рукава из более плотной ткани. Очевидно, Мария внимательно следила за модой.

Портрет Марии Раевской, 1824 год. Художник неизвестен

Причёски стали обильно украшать цветами:

Фредерик Милле. Потрет Елизаветы Ксаверьвны Воронцовой, 1822 годПортрет княгини Авдотьи Ивановны Голицыной, начало 1820-х. В эту интересную женщину Пушкин был одно время влюблён.

Появились платья вот с таким интересным оформлением лифа. Да, это уже совсем не ампир, не «греческая простота»!

Портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой в платье из ярко-синего бархата можно назвать уникальным. Такого чудесного платья, такой замысловатой причёски не встретишь на портретах тех лет. Но ведь и сама Елизавета Ксаверьевна была уникальной женщиной, иначе Пушкин не был бы так очарован ею.

Мария-Виктория Жакето. Портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, начало 1820-х

И наконец, талия начала опускаться на место, среднее между местом под грудью и естественной талией.

Вот как это выглядит на модных гравюрах:

Модная гравюра, 1823 годМодная гравюра, 1824 год

И ещё один женский портрет раннего бидермейера:

Софи Шерадам. Портрет Великой княгини Елены Павловны, супруги Великого князя Михаила, брата Николая Второго, 1824 год

Продолжение следует.

Расскажите друзьям

Facebook
Вконтакте

Материалы по теме