Кузьма Петров-Водкин родился в 1878 году в семье сапожника в городке Хвалынске рядом с Саратовом, и ничто не предвещало, что когда-нибудь он станет великим художником. Однако даже после того, как о нем с придыханием заговорила вся страна, Петров-Водкин остался очень простым и прямолинейным человеком, «выходцем из народа».

«Мальчики», 1911 год

Образование

Его путь к мастерству оказался очень тернистым. Сначала Кузьма пытался стать железнодорожником, но провалил вступительный экзамен. Потом устроился разнорабочим в судоремонтные мастерские. И только при поддержке архитектора Мельцера, который по чистой случайности оказался проездом в Хвалынске и заметил его зарисовки, тот поступил в художественное училище сначала в Петербурге, а потом в Москве. Но первые уроки рисования он получил не там, а у хвалынских иконописцев — очень уж ему нравились иконы.

«Купание красного коня», 1912 год

Фирменный стиль

Фирменный стиль Петрова-Водкина — это сплав символизма, модерна и немножко его персональной, трогательной русской души. В его картинах есть и космическая сферичность, и лики святых в лицах обычных прохожих, и глубокие метафоры. В обычных будничных сценах возникают важные человеческие начала: нежность материнства, открытость детства и уважение к труду. Некоторые картины Петрова-Водкина написаны в той же палитре, что иконы: красными, синими и золотыми красками.

«Весна», 1935 год

Женщины

У Петрова-Водкина была одна любовь на всю жизнь — жена Мара, с которой он познакомился, когда гостил в пансионе ее матери во Франции. Он писал: «Я нашел на Земле женщину… На нашем небосклоне взошло солнце, мы заключены один в другом». Мара всегда была для мужа незримой опорой и главным ценителем его творчества. После его смерти она даже написала книгу-мемуары «Мой великий русский муж».

Автопортрет, 1918 год

Деньги

Сложно говорить о богатствах, учитывая, что Петров-Водкин застал Октябрьскую революцию 1917 года и в каком-то смысле был ее сторонником. Активная общественная жизнь, бурная преподавательская деятельность и членство в различных художественных ассоциациях — таких как «Мир Искусства» или «Четыре искусства» — давали возможность о деньгах не задумываться. Власти и общество его любили, а он неустанно трудился то над театральными декорациями, то над реформой образования, то над очередной «народной» картиной.

«Смерть комиссара», 1928 год

Смерть

С 1928 года у Петрова-Водкина усиливался туберкулез. Врачи даже запретили ему писать масляными красками — из-за испарений легкие художника не справлялись. В конце жизни он подолгу жил за городом, где было больше свежего воздуха. Но даже в этой оздоровительной «ссылке» много работал: писал мемуары и, несмотря на запреты, портреты друзей и знакомых. В 1938 году руководство по строительству Дворца Советов пригласило его стать художником-оформителем, но так и не дождалось его приезда: в 1939 году Петрова-Водкина не стало.

Увидеть вживую картины великого русского живописца вы можете в основной экспозиции Русского музея, другом и партнером которого уже не первое десятилетие является банк ВТБ.

Материалы по теме:

  • Кузьма Петров-Водкин в цитатах
  • Картины, которые изменили все
  • Тест-шпаргалка про стили живописи: от Средневековья до XX века

Расскажите друзьям

Facebook
Вконтакте

Материалы по теме