Термин «культурная революция» ввёл В.И.Ленин в работе «О кооперации» в 1923 году. Он имел в виду просветительскую работу среди сельского населения и ликвидацию безграмотности.

Мао Цзедун в 60-е годы ХХ века тоже обратил внимание на бедные слои населения и решил поднять их против капиталистов и буржуев. Он считал, что «нужно уничтожить врага, чтобы хорошо жить».

Ситуация в музыкальном искусстве, предшествующая началу Культурной революции в Китае, была направлена на служение народу, как бы пафосно это ни звучало. Без принуждения и гнёта композиторы, музыканты, многие из которых учились в других странах, прославляли Китай, уважали народные музыкальные традиции.

Но с мая 1966 года ситуация стала быстро меняться. Решения партии молниеносно исполнялись. Была объявлена «война всех против всех».

Первыми рьяно действовать начали отряды хунвейбинов. «Красные охранники»-это 12-13-летние школьники(!), ученики средних классов. Потом к ним примкнули студенты и Молодёжный союз КПК.

"Культурную революцию" в Китае делала женщина?

Именно молодежь везде устраивала бесчинства и беспорядки. Власти разрешили отрядам хунвейбинов действовать безнаказанно, ссылаясь на «Решение ЦК КПК о пролетарской революции». Рекомендовали «не принимать мер против студентов и учеников».

А хунвейбины и не стеснялись! Они начали расправы с собственных учителей. В уличных кострах они сожгли много культурных ценностей, книг, картин. Перевернуть вверх дном библиотеку, музей? Разгромить витрину, ресторан, театр? Да не проблема!

По сути, это был вандализм. Орудовали уличные банды, главари которых- обыкновенные воры и хулиганы.

Хунвейбинов Мао Цзедун поддерживал год. Но когда они стали враждовать между собой и применять друг против друга артиллерию, Мао назвал их «политически незрелыми» и запретил «жечь костры». А лидеров сослал на тяжёлые работы на свиноферме, в глубокую провинцию.

Но главную роль во время Культурной революции в сфере искусства исполнял не Мао Цзедун, а его четвёртая жена, бывшая актриса, Цзян Цин.

Цзян Цин взяла на себя всю сферу искусства, видимо полагая, что уж она-то в этом кое-что понимает. Этот шаг обеспечил ей хорошее место в партии и убрал сопротивление, из-за которого и затеялась вся эта «революция».

"Культурную революцию" в Китае делала женщина?

Дальше происходящее напоминает помешательство и манию.

  • Цзян Цин считала, что все деятели искусства должны служить идее революции, коммунизма, восхвалять Мао Цзедуна.

Так вторая половина 60-х годов в китайской культуре-это лозунги и идеи руководства партии. Музыка находится под жёсткой цензурой и в руках небольшой группы людей. Или точнее: в руках Цзян Цин. Её должность называлась «культурный советник Народной Освободительной Армии».

"Культурную революцию" в Китае делала женщина?

Первым делом жена вождя взялась за пекинскую оперу. Назвала её «феодальной». Ей не нравились исторические сюжеты и стереотипные роли.

Её приказ:

сюжеты должны быть современными, на основе последних 15 лет; герои-высокие, злодеи-низкие; указания к постановке всегда одинаковые; персонажи светлые и любящие партию; музыкальные темы-понятные, не вызывающие разногласия; всё сентиментальное-опасно для революции; запрещены тромбоны, не нравится их звучание; а вот скрипка, наоборот, заменит традиционные китайские народные инструменты. Звук скрипки «более героический»(?)

Так получился новый жанр-«образцовые оперы». Это 8 образцовых революционных произведений, созданных под чутким руководством Цзян Цин. Вместо традиционных сюжетов-подвиги партии, борьба с японцами, революционные лозунги, имя Мао Цзедуна.

Старшее поколение знает эти сочинения, ведь кроме них не исполнялось больше ничего. Сейчас, как мне сказал один профессор Сычуаньского университета культуры, «образцовые оперы»не ставят в современных театрах. Теперь они-только история.

Для этих «образцовых спектаклей» существовали «образцовые оркестры». Шанхайский симфонический оркестр подчинили под идеологию. Они обслуживали все правительственные мероприятия. Хор, солисты, оркестр воспевали величие Председателя. Этот оркестр своим примером должен был показывать важность реформ и связь музыки с политикой.

Была создана «Группа по делам культуры при Госсовете». Для всех музыкальных произведений были однозначные вердикты:

одобренные; исправленные; забракованные.

Отбор проходили только произведения с революционным характером.

Цзян Цин выступала против джаза, рок-н-ролла, импрессионизма, символизма, модернизма, всех новых течений в искусстве. Её выдумки были основаны на личных взглядах. Главный предмет в её сознании-молот, которым она призывала всех «атаковать старые правила». Своим «молотом» она лупила каждого, кто не подчинялся или был под «иностранным влиянием».

  • Её символы революции-это кулаки, молоты, удары. Даже балеринам она приказала держать пальцы рук в кулаке и делать только резкие движения.

За время Культурной революции Цзян Цин «разрешила» существовать двум оркестровым пьесам, фортепианному концерту «Хуан хэ», симфонии, 6 операм и 2 балетам, скульптуре «Двор сборщиков арендной платы» и нескольким картинам с изображением Мао.

На самом деле, трудно понять кто автор этих произведений. Композиторы часто не ставили имя или писали коллективом. Боялись записать это себе в заслуги, ибо заслуги были только у Цзян Цин. Ведь она постоянно корректировала их сочинения, принимала окончательное решение. Композиторы строго держались её указаний: всё о Мао, всё о партии, всё о революции.

Многие музыканты, профессора, студенты консерваторий были доведены до высшей степени отчаяния со всеми вытекающими отсюда последствиями. Постоянные притеснения, наказания, издевательства заставили страдать много невинных людей. Были те, кто не подчинились, были те, кто эмигрировал. Но очень много людей погибли.

В китайской музыке никогда не было понятия, что музыка-это просто искусство. В Китае музыка всегда служит «великой цели» (в прочем, как и в СССР). Оригинальность здесь-нехорошее качество.

И пусть в произведении «Красный отряд женщин» (оркестр Сычуаньского университета культуры исполнял это произведение) плохая, глупая гармония, простая оркестровка и странный ритм. Но с китайской точки зрения это произведение-прекрасное, ведь его задача-то выполнена!

В Китае часто произведение все знают, а вот «кто автор?» ответить затрудняются. Интерпретация считается важнее, чем произведение и его создатель. Китайская музыка-это не отдельные композиторы, а коллектив, с его понятиями и смыслом.

После ухода Мао Цзедуна в иной мир 9.09.1976 г. Цзян Цин была арестована. В 1981 году суд приговорил её к высшей мере, которую после заменили на пожизненное. В 1991 году по состоянию здоровья она вышла из заключения и в этом же году её не стало.

А Революция завершилась 26 марта 1977 года исполнением симфонии Бетховена. Это послужило началом нового периода в развитии страны, в развитии культуры.

Началось формирование новых взглядов, новой жизни, новых понятий: семья, природа, любовь. Появились новые ритмы, мелодии, образы, колорит.

В 1981 году ЦК КПК признал, что «Культурная революция была смутой, которая принесла много бед».

Портрет Мао Цзедуна до сих пор находится на площади Тяньаньмэнь в Пекине. Оскорбления его имени грозят тюрьмой или хуже.

В Китае до сих пор есть уважение к Мао Цзедуну, классикам марксизма.

На сегодняшний день китайцы по-прежнему 70 % заслуг отдают Мао, 30%-его ошибкам. Но вопросов всё равно больше. Будут ли ответы?

Всё может быть…

Подписывайтесь на канал

Расскажите друзьям

Facebook
Вконтакте

Материалы по теме