Здравствуй, читатель!

Идея этой статьи пришла мне при взгляде на постер нового диснеевского фильма «Мулан». Мультфильм о приключениях бесшабашной девицы моей «девчуковой» семье нравится, а при взгляде на исполнительницу главной роли — китаянку Лю Ифэй — сразу вспомнилась одна из женщин, носивших мужскую одежду, книга о которой в юношестве меня просто поразила.

Вот и решил вспомнить #книги о реальных женщинах, которые по тем или иным причинам были вынуждены скрывать свой пол. И этим заслужили себе место в истории. Большей частью рассказ будет не о книгах, а о людях. Людях, которые были персонажами истории, а стали персонажами литературы.

Начну с той самой поразившей меня книги, потом вспомню об известной в двух веках отважной воительнице, а в конце расскажу о книге, которую перевели у нас только в конце прошлого года.

В школьные годы я глотал книги как воздух, зачитывался библиотечным фондом до мушек в глазах. Правда, было время, когда книги брал с полки просто по порядку, одну за другой. Но постепенно юношеский запал перешёл в ровное горение и я стал искать то, что почитать, уже более осмысленно. Вот в ходе одного из таких поисков и попалась мне в руки книга, которую я потом перечитывал раз десять, не меньше. Пытался разгадать вложенную в неё тайну: кем же был главный герой — мужчиной или женщиной? Эта книга — роман

«Пером и шпагой» Валентина Пикуля

Портрет шевалье Шарля д’Эона. Источник: Википедия

Именно после этой книги я подсел на историко-авантюрную прозу Пикуля. Конечно, Валентин Саввич был мастером слова и умел преподнести исторические события так, будто это был авторский вымысел. Но реальная жизнь персонажа этого романа сама по себе похожа на вымысел.

До сих пор никто так и не может сказать, кем был Шарль д’Эон: мужчиной или женщиной. Но то, что личностью он (пусть будет всё же он) был экстраординарной — это точно. А версия врача, проводившего последний осмотр тела перед погребением, многими не берётся на веру.

Дело в том, что о принадлежности этого французского дипломата и шпиона к тому или иному полу спорили до такой степени, что даже пари и подтверждали их на бирже. Поэтому и врач запросто мог соврать ради получения денег от заинтересованных лиц. Сам д’Эон всячески старался поддержать версию о своей женственности, при этом являясь одним из лучших дуэлянтов на шпагах в Европе. Так что редко кто смел спорить с ним напрямую.

Его реальная жизнь — покруче, чем написанная Пикулем история. Шпионил в России, похищал тайные бумаги Петра I, читал сказки императрице Елизавете, храбро воевал за французскую корону, шпионил в Англии, готовил вторжение туда, интриговал против французского правительства, рвался воевать за независимость Америки, побеждал на фехтовальных турнирах, не снимая платья.

Готовя эту статью, не мог не вспомнить ещё об одном фильме, в котором была показана женщина, вынужденная ради удовлетворения своих амбиций и страстей носить мужской костюм и скрываться под мужским именем. Говорю о великолепной комедии положений Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Лариса Голубкина мастерски отыграла обе роли: и мужскую — корнета Азарова; и женскую — Шурочки Азаровой.

Между прочим, и история китаянки Мулан тоже имеет художественные истоки, а не придумана диснеевскими сценаристами в угоду феминизму и толерантности. Миф о девушке Мулань, пошедшей на войну взамен престарелого отца, действительно был придуман и даже записан в VI веке нашей эры.

Так вот, возвращаясь к фильму «Гусарская баллада». Нельзя отрицать (хоть сценарист и отрицал), что прототипом для отважной девушки являлся реальный персонаж, судьба которого была неоднократно освещена в литературе. «Записки кавалерист-девицы» написала та самая кавалерист-девица Надежда Дурова, а в беллетристике первую русскую женщину-офицера прославила Лидия Чарская своей книгой «Смелая жизнь». Между прочим, актриса Лариса Голубкина и Надежда Дурова даже внешне похожи, пролистайте галерею:

На одном из самых известных изображений Надежды Дуровой на самом деле изображена не она. Знатоки военной формы говорят, что такой мундир носить она не могла и за её образ выдают молодого человека, служившего в Белорусском гусарском полку. Но - похож! Листайте далее...А вот этому портрету карандашом можно доверять. Надежду Дурову рисовал известный портретист Владимир Гау в 1837 году. Оригинал можно увидеть в Государственном музее А.С. Пушкина.Лариса Голубкина в фильме "Гусарская баллада". Согласитесь - вылитая Надежда Дурова.

Завершить рассказ позвольте недавно изданным у нас романом английской писательницы Патрисии Данкер, который называется «Джеймс Миранда Барри«.

Говорить о художественной ценности и исторической достоверности истории, рассказанной в романе, не буду — не читал. Если хотите — начать читать книгу можно по ссылке в названии. Но вот история самого персонажа с таким необычным именем заинтересовала.

Маргарет Энн Балкли была бы известна, как первая в мире женщина, получившая диплом хирурга. Но это ей не удалось, потому что всю жизнь она прожила под именем Джеймс Барри. И прожила не в тени или скуке: окончила медицинский университет, пошла на службу в армию, стала практикующим хирургом, была личным врачом губернатора Капской колонии (ныне являющейся большей частью ЮАР), провела одно из первых успешных кесаревых сечений и дослужилась до звания генера-инспектора. И всё это — будучи мужчиной!

Вот такой вот Переплёт!

Расскажите друзьям

Facebook
Вконтакте

Материалы по теме