Реклама. Лента Facebook. Статьи. iMessage. И даже меню в ресторанах.

На нас льется огромный поток бесполезных данных. Постепенно он крошечными каплями сливается в одно плоское полотно в стиле хаотичных творений Джеймса Поллока. Что мы получаем взамен? Ощущение, что знаем всё. Но при глубоких погружениях в теорию выходит, что знаний-то и нет, а всё что есть — потемкинские деревни нашего разума.

Научные термины «информационное загрязнение» и «информационная перегрузка» стали особенностями нашего восприятия мира. Это ведь правда очень серьезные проблемы, и они волнуют не только исследователей и журналистов, но и тех, кто ежедневно смотрит свою ленту, проклиная очередной дибильный перепост со страницы 9gag; тех, кто читает статьи на искосок, постоянно упуская суть, и тех, кто слышит в своей голове бессистемное жужжание огромного пчелиного роя. Просто не все знают, как это называется.

Исследования о том, что такое инфополлюция, откуда она взялась и что будет дальше, пишут с середины XX века. Но легче от очередных часов бесполезной информации никак не становится. Надеяться остается только на самих себя, поэтому смело приступать к действиям: изменять не только мышление, но и среду. Вместе со своими на нее реакциями.

Важно начать с понимания того, откуда поступает наибольшее количество шума. Скорее всего, главный его дилер — Интернет, который как хороший наркотик затуманивает мозг, окуная в большой котел информации обо всем на свете. Прекратить это? Not that easy. В конце концов, ведь все мы страдаем от FOMO (fear of missing out), страха пропустить что-то безумно важное, и не поддержать беседу о том, какой эффект будет при просмотре фильма «Андроид» или как развивается история о киднеппинге кота.

К такой информации нужно просто относиться иначе, воспринимая ее как фастфуд. Все знают, что это вредно, что организм не скажет «спасибо», но получить дозу вредного всё-таки иногда полезно. Для души.

Поэтому руководствуясь всеми возможными саппортами, фильтруйте всё, что видите. Почту, сообщения, друзей. Скрывайте новости, формируйте группы, помечайте как спам, и просто удаляйте. За такое поведение ваш мозг наградит вас приятным ощущением легкости.

Следующий шаг — избирательность. В очередной раз, наводя курсор на объявление «Впервые в Москве», у вас должен возникать вопрос: действительно ли это меня интригует? То же самое работает и в реальном мире.

Если ваш знакомый начинает рассказывать о том, какой он классный диджей или как сделать из ткани кота, и вас это не трогает, наплюйте на все правила приличия. И просто отключитесь. Вы действительно сохраните себе здоровье.

Задавать себе вопросы и ставить всё под сомнение, впрочем, нужно не только во время атаки ерундой. Как бы это не было странно, но много (и вдумчиво) размышлять — отличный способ разложить по полочкам всё в своей голове. Прочитали сочную статью? Подумайте над своими эмоциями. Увидели чудовищный фильм? Разберитесь, что в нем не так. Именно это поможет вашему мозгу почувствовать себя ценным, захватить максимальное количество пластов нужной информации, и сделать поступившие данные действительно полезными. То же происходит, когда вы предпочитаете сериалам фильмы, коротким статьям — длинные книги. Информация распределяется равномерно, образуя спокойный и ровный пласт. Это привычка, которая поможет вам стать круче. Гораздо круче, чем любой микроблоггер.

Устраивать себе информационные детоксы будь то digital-free, или people-free — еще одна отличная практика, которая требует большой сноровки и огромного желания.
Главное — понять. Понять, что всего в мире не узнаешь. И разбираться в 10 темах лучше всех гораздо круче, чем быть всезнайкой, который на деле не знает ничего. Что правильнее отключаться и терять сначала, чем среди огромного количества шума перестать слышать себя вконце.