Именно такая надпись украшает одну из футболок в американском интернет-магазине. Изречения на других майках выражают схожие идеи: «Read Russian literature and allienate your friends» и «I spend Friday nights with Dostoevsky» – за границей явно наблюдается рост популярности русской классической литературы. В России же такой интересной тенденции не наблюдается.
Нам с самого детства последовательно продвигали русскую литературу. Мы учили мелодичные стихи Пушкина и Фета, знакомились с историей по романам Толстого и пытались понять русскую душу по произведениям Достоевского. Но глобализация привела к другому: сначала это были желчные Бегбедер и Паланик, затем читатели поднялись на ступеньку выше, обратив внимание на антиутопию в романах Хаксли и Оурелла. В постоянно обновляющемся потоке модной зарубежной литературы, русская классика постепенно стала уходить на второй план. И губительна такая ситуация не только для литературы, но и для русской речи, русского народа в целом.
Читать русскую литературу — значит познавать себя и людей, которые живут рядом с тобой. Из произведений Тургенева мы узнаем, что русские всегда ненавидели встречать друг друга за границей и презирали самое себя, из произведений Чехова — как относимся к молодости и старости, а Пушкин и вовсе диктует нам нравы, которые вполне можно наложить на современную жизнь.
Родные книги не всегда читаются хорошо. Заглянуть внутрь гораздо сложнее, чем посмотреть на окружающий мир. Вдруг, там бездна пустоты? Но это не так. Каждый раз, открывая страницы книг великих русских писателей или поэтов, можно найти ответы на многие вопросы, которые волнуют нас всех. Откуда эта лень? Неуверенность или самовлюбленность? Что я чувствую на самом деле? Что происходит с Россией? Куда мы идем?
Манера, в которой писатели предыдущих столетий преподносят характер русской нации, слова, которые они используют, чтобы передать глубину русской души и эти бесконечные терзания, все это никогда не удастся повторить никому из зарубежных литераторов. И, самое главное, ни одному иностранцу не понять всех тонкостей меланхоличных строк Блока или душещипательных описаний природы Паустовского, спорных, но от этого не менее классных, опусов Мережковского.
Это фантастически круто, просто взять и уделить время чтению. Открыть не журнал Vice или Vogue, а познакомиться с творениями, например, родоначальника русского экспрессионизма Леонида Андреева. Эстеты, восхваляющие произведения Кафки, но не знакомые с рассказами «Стена» или «Жизнь Василия Фивейского» – невежи и плебеи. Ведь произведения Андреева затрагивают то, что происходит с нами, что волнует нас как нацию, как личностей, и сейчас. Почитатели автора говорят:
«Некоторым, чтобы расслабиться нужен алкоголь, мы же предпочитаем нечто потяжелее, например, рассказы Леонида Андреева».
Да, это литература не для всех, ее сложно осмыслить, но осознание приходит позже, когда жизнь показывает те черты характеры, которые уже были описаны в рассказах и повестях. И возникает не только понимание, но и решение для жизненных ситуаций, которые происходят здесь и сейчас.
Много читаются в нашей время, пожалуй, только те произведения, которые до невозможности популярны на Западе: «Лолита», «Доктор Живаго», «Анна Каренина» — мы следуем американской моде на нашу литературу. Разве это правильно? Те же Оуэрелл и Хаксли вдохновлялись произведением Замятина «Мы». Наше поколение считает, что дела обстоят совсем наоборот.
Но игнорирование истории русской литературы и русской классики в целом влияет не только на эрудицию и глубину познания тонкостей своей души. Мы теряем наш «живой как жизнь» язык, наше богатство. Словарный запас падает, качество переводов снижается, наша речь гаснет, а вместе с ней и мы. Неточные слова ведут к неточным мыслям, за которыми следуют неточные, а, значит, и неверные поступки. Читайте, читайте же русскую литературу. Вы об этом не пожалеете.
Кроме того, разве это не здорово, когда твой homie сам Чехов?