Передать в фильме жизнь великого художника невероятно сложно. Все, что у вас получится, это описать драматические моменты его жизни вне контекста его творчества, но для большинства великих художников их жизнь и есть их искусство

Поэтому при съемках создания картины художником вы либо утомите зрителя скучным процессом, либо обратитесь к моментам «ахов» и восторгов.
Жиль Бурдо (Gilles Bourdos), соавтор и режиссер фильма «Ренуар. Последняя любовь» (“Renoir”), постарался минимизировать трудности, которые всегда возникают при съемках фильма в жанре жизнеописаний великих мастеров, тем, что ограничил повествование последним этапом в жизни великого импрессиониста Пьера Огюста Ренуара.

И это имеет свои преимущества при создании драматического накала фильма: в конце жизни Ренуар так мучительно страдал от артрита, что ему необходимо было связывать руку, чтобы держать кисть. Эти трудности придают особый мученический ореол вокруг мастера. Ренуар, который начинал свой творческий путь с росписи фарфоровых блюд и считал себя ремесленником, преклонялся перед красотой обыденных вещей. Его физические муки были одним целым с желанием в совершенстве передать ощущение живого тела на холсте. В фильме он говорит своему сын, Жану, который поправлялся после ран, полученных на войне: «Боль проходит, а красота остается».

Жан, конечно, еще пока совсем молодой человек, который впоследствии станет одним из величайших режиссеров – Жаном Ренуаром, который создал такие шедевры, как «Великая иллюзия» (“La Grand Illusion”) и «Правила игры» (“The Rules of the Game”). В фильме он является вторым главным героем, наряду со своим отцом, поэтому название фильма, в некоторой степени, отдает дань уважения двум великим мастерам.

Ренуара старшего, которого домочадцы называли «Ренуар», а преданная прислуга величала «боссом», играет великий французский актер Мишель Буке (Michel Bouquet), которому исполнилось 87 лет, во время съемок он был на девять лет старше, чем был сам художник перед смертью (он умер в 1919). Буке удивительно похож на фотографии художника в конце его жизни. Полотна Ренуара, которые можно увидеть в фильме (те, которые он пишет и те, которые украшают стены его просторного дома в городе Кань-сюр-Мер на юге Франции), также выглядят невероятно аутентично. За это мы должны поблагодарить мастера фальсификации произведений искусства и бывшего преступника Гая Райбза (Guy Ribes), который подделал картины, но на это раз законно.

Кроме Ренуара и Жана (Vincent Rottiers), в фильме присутствует и третий главный герой, юная девушка Андре (Christa Theret), бесстыдная рыжеволосая модель, которая стала последней музой Ренуара и любовницей Жана (в конце концов, они поженились, она играла главные роли в его фильмах до того, как они развелись). Ренуар говорил о ее коже, которой мы сможем вдоволь полюбоваться во время фильма, что она впитывает в себя свет как никакая другая.

Бурдо настолько в восторге от тех живописных картин, которые он снимает, что движение фильма постоянно замирает (и, тем не менее, это не может не радовать). Режиссер проделал огромную работу для того, чтобы показать нам Ренуара, избегая избитых клише, но он не поднимает отношения между Жаном и Андре на такую же высоту. Жан неопытен и идеалистичен, Андре импульсивна и лжива. История их развивающегося романа носит обрывочный характер – плоский портрет на богатом фоне. Это может не иметь значения, если вы довольны тем, что просто проводите время с этими людьми. В конце концов, они признанные мастера в истории искусства. Но разве не должны мы потребовать больше от фильма, который помещает их в такую противоречивую рамку? Череда кадров, где Ренуар и его субретки нежатся за городом на солнце, напоминает нам не только картины Ренуара, но и великий фильм Жана Ренуара “A Day in the Country” («За городом»).

«Ренуар. Последняя любовь» на самом деле отличный фильм. Если вы хотите полностью погрузиться в эту тему, рекомендуем вам прочитать прекрасную автобиографию Жана Ренуара «Мой отец Ренуар» (“Renoir, My Father”) 1958 г. Эта книга содержит в себе полное описание двух Ренуаров, отца и сына.