Диктаторов обычно свергают, а не снимают с должности. Однако это случилось с чилийским диктатором Генералом Аугусто Пиночетом в 1988 году, когда его 15-летний тоталитарный режим (известный за колоссальное попрание прав человека и огромное количество заключенных, убитых, пропавших без вести и ссыльных граждан) был прекращен в результате проведения всенародного референдума по требованию все более недовольных союзников (включая США).
Голосование состояло в том, чтобы отметить «да» или «нет»: голосуй «да», если хочешь поддержать режим Пиночета, голосуй «нет», если хочешь согнать тирана с трона. Иностранными сторонами, которые требовали голосования, было решено дать возможность лоялистам и оппозиционерам выступить в ночном эфире чилийского телевидения. Каждой группе давалось 15 минут телевизионного времени в течение нескольких недель перед днем выборов, и только благодаря этим передачам, граждане смогли проголосовать «Нет».
Рене Сааведра (Берналь) – это креативный, молодой работник рекламного агентства, который учился в Мексике, когда жил там в ссылке со своими родителями. Теперь, вернувшись в Чили, Рене ведет безбедную жизнь со своим маленьким сыном, Саймоном. Его жена Вероника (Зегерс) – активистка анти-Пиночетского движения, которая часто попадает в потасовки на политической почве. Она больше не живет с Саймоном и аполитичным Рене, хотя и навещает их иногда по ночам. Она придерживается мнения, которое разделяют многие члены оппозиции: выборы – это обман, результаты будут фальсифицированы, поэтому, по их мнению, самый эффективный способ показать свое отношение к ситуации – вообще не голосовать. Когда к Рене обращается старый друг семьи, чтобы помочь в создании программы оппозиции для ночных эфиров, он, ко всеобщему удивлению, соглашается помочь.
Он немедленно замечает, что оппозиция пилит сук, на котором сидит, со своими мрачными и догматичными видео, которые сразу же будут отвергнуты чилийским населением. Он открывает для себя, что демократия может продаваться так же, как прохладительные напитки и микроволновки, нужно только завлечь людей обещаниями хорошей и счастливой будущей жизни. Однако мы видим на протяжении фильма легкий намек на то, что решения Рене не являются полностью альтруистичными, может быть, он делает все это, чтобы вернуть Веронику.
«Нет» — это последний фильм трилогии Пабло Ларрейна (Pablo Larrain), все фильмы которой посвящены режиму Пиночета (предыдущие два фильма называются «Тони Манеро» (Tony Manero) и «Посмертная фотография» (Post Mortem). Рене – это вымышленный, собирательный персонаж, образ которого основан на характерах людей, которые действительно работали над кампанией «Нет».
Однако в фильм было вставлено огромное количество архивных новостных видеоматериалов и оригинальных телевизионных передач. Чтобы картина выглядела правдоподобно, Ларрейн снял новый материал на видеокамеру U-matic, чтобы при монтаже новые и старые кадры смотрелись одинаково. Материал 2012 года, так же как и материалы 1988 года отличаются размытостью, регулярными засветками и световыми пятнами. Все это выглядит ужасно, но такова задумка режиссера. Мы не уверены, что такая техника помогает достичь достоверности, к которой стремились создатели фильма, хотя это вполне приемлемое решение для сложной проблемы вставки архивных видеоматериалов.
Фильм о том, как может реклама решить политические проблемы. Режиссер раскрывает внутреннюю кухню создания политического образа, и мы с интересом следим за этим, как за художником, который рисует картину. Но в то же время создатели «Нет» смогли обойти эту западню с бодрыми воспеваниями демократии, которые легко спутать с «Я бы хотел научить мир петь рекламу Кока-Колы». Да, язык рекламы теперь стал универсальным, и все эти политические продукты продаются, как мыло. Но свергнуть диктатора? Теперь есть прецедент.