Пять легких пьес – один из примеров американского независимого кино в своем лучшем воплощении, триумф молодого Джека Николсона. Уникальный по своей психологической составляющей фильм, в тоже время совершенно не кажущийся тяжелым или трудным к просмотру. С одной стороны, он продолжает тематику «Беспечного ездока» — бунтарства и антиглобализма, с другой – не в пример более глубоко затрагивает вопросы внутренней свободы, места в жизни и выбора на примере одного человека.
В центре повествования – конфронтация простого и сложного, легкого и правильного. Главный герой – Роберт Дюпи, выходец из талантливой музыкальной семьи, бросает привычную жизнь и уезжает искать счастья на юг, живет в трейлере и общается с представителями среднего класса, сам не отдавая себе отчет, что и почему у него не так. В действиях и поступках Роберта чувствуется постоянно подавляемое раздражение и в тоже время- нервная, злая энергия. Узнав о болезни отца, он едет домой, и тогда сюжет, как части мозаики, начинает складываться в единую картину, а зритель получает возможность узнать, почему все так, а не иначе.
Вечная тема жизни – легкое не хочется, сложное не получается, и находит отражение в судьбе Роберта. Пять легких пьес, нужных для изучения более трудного материала, он играть умеет, а дальше? Однако режиссер не берет на себя морализаторство. Все, что мы видим, каждый поймет по своему, а ответы должен будет искать сам.
Боб Рейфелсон уделяет особое внимание символизму и противопоставлению: кантри и классическая музыка, солнечный Техас и загадочный дождливый Вашингтон. Природа в фильме играет отдельную роль, от легкого начала и дальше по спирали растущего напряжения. Одновременно с музыкой и природой друг другу противопоставлены два главных женский образа — Рэйетт и Кэтрин, как полюсы изведанной Робертом жизни.
Фильм оставляет непростое впечатление, возникают мысли, которые не всегда хочется допускать, а тем более – обдумывать. Но, в таком случае, их лучше повернуть на непревзойденное актерское мастерство Джека Николсона и безупречную режиссуру Боба Рэйфелсона.