Я чувствую необходимость достижения максимальной интенсивности при минимуме средств. Именно это привело меня к тому, чтобы отдавать моей живописи характер еще большей наготы

Его жизнерадостные работы одни из самых продаваемых на аукционах XXI века, в XX веке предводитель группы сюрреалистов Андре Бретон называл его «наибольшим сюрреалистом среди нас», а его жизнь была такой же как и его работы, пропитанная солнцем Испании, яркая и настоящая.

Жоан Миро (Joan Miro) родился 20 апреля 1893 в столице Каталонии, Барселоне. С ранних лет Жоан проявляет интерес к рисованию, он даже посещает школу изящных искусств Сан Хорхе. В 1910 году семья Миро переезжает в Монт-роч-дель-Камп, в провинции Таррагона, где по настоянию отца Жоан устраивается бухгалтером в аптеку крупного торгового дома. Но это занятие Жоану совсем не по душе – рутинная и скучная работа вскоре привела его к нервному истощению, которое усугубилось тифом.

Но Миро было суждено стать художником: двумя годами позже он получает от отца разрешение посещать частную художественную школу Франсиско Гали. Именно здесь Жоан заводит своих первых друзей по интересам Артигаса и Рикардо: вместе они снимают мастерскую и посещают художественный кружок Сант Луи, где проходят яростные споры об искусстве и литературе.

Миро начинает развивать свой художественный талант, первые работы чаще всего изображают природу родных мест. Восторженность миром и чуткая ко всему живому душа выливается и на полотнах:

Я испытываю ощущение счастья, когда учусь понимать травинку в пейзаже – зачем же ею пренебрегать? – мы ищем и пишем только большие массы деревьев и гор, забывая о музыке, которая исходит от самых крошечных цветов, травинок и гальки в ручьях».

Но постепенно органические формы вытесняются геометрическими, появляются элементы чертежной графики – прямые и пунктирные линии, обозначающие функциональные связи и траектории движения.

В марте-июне 1919 в жизни Миро происходит знаковое событие — он впервые посетил Париж. Это город настолько тронул художника, что он спустя 2 года и вовсе переехал туда жить. Там Миро знакомится с Пикассо, Реверди, Тцара и Жакобом и даже увлекается идеями дадаизма.

Чуть позже в Парижской галерее « Ла Ликорн» проходит первая персональная выставка Миро, однако работы Жоана были недооценены критиками, несмотря на то, что их по достоинству оценили главные художники Парижа.

С этого начинается новый и очень важный этап в жизни и творчестве Жоана: сюрреализм проникает в его картины и он сам примыкает к движению сюрреалистов.

«Мне удалось избежать абсолютизации натуры, и мои пейзажи не имеют ничего общего с внешней действительностью. Я знаю, что ступаю на рискованную дорогу, что меня будет охватывать паника, паника путников, следующих тропой, где их подстерегает опасность; я все преодолею благодаря дисциплине и серьезности, с которой работаю.

В то время складывается своеобразный «словарь» символов Миро: можно выделить знаки, отделяющие пространство (условная линия горизонта), солнце или звезды в верхней части картины, море и растения – в нижней, а также символы, являющиеся звеном между двумя сферами: птицы, лестница , уходящая в небо.

В середине 20-х годов Миро наконец принимает общество: в период с 12 по 27 июля 1925 года проходит его персональная выставка на Монпарнасе. Открытие было назначено на полночь: около входа столпилось такое большое количество желающих увидеть работы Миро, что внимание к выставке проявила и полиция, прибывшая, чтобы предотвратить беспорядки.
У входа гостей встречал сам виновник торжества в необычном и экстравагантном виде: черный пиджак, полосатые брюки, белые гетры и монокль в глазу.

Группа сюрреалистов восторженно восхищалась Миро, его называли «наибольшим сюрреалистом среди нас». Однако отношения Миро и сюрреалистов дали трещину уже спустя год, в мае 1926 года в день премьеры балета «Ромео и Джульетта» в постановке Сергея Дягилева, для которого Миро и Эрнст создали декорации и костюмы. Андре Бретон был разгневан: неписанный устав сюрреалистов запрещал участвовать в буржуазных мероприятиях. Однако Миро был великодушно прощен своими коллегами, что говорит о том, как высоко оценивали его влияние на группу художники.

В полотнах Миро много графики: точечки, черторчки, пунткиры воспринимались как абстракция, однако сам художник упорно отрицал такую интерпретацию.
Художественный критик Джеймс Джонсен Суми назвал среди главных характеристик творчества радость, солнечный свет, здоровье, цвет и ритм. Жоан комбинирует абстрактные и узнаваемые формы, черпая вдохновение во снах и фантазии.

1 октября 1929 года Миро женится на Пилар Хункоса Иглесиас, уроженке острова Майорка. Свадьба состоялась там же, и послужила поводом для примирения Жоана со своей семьей – женитьба стала подтверждением его респектабельности. Спустя полтора года у него родилась единственная дочь Долорес.

Но рождение дочери не спасло художника от духовного кризиса: Миро был омрачен и обеспокоен легкостью, с которой картины появлялись из-под его кисти. Внутренний кризис совпал с началом Великой Депрессии, а это сказалось и на торговле картинами. Художник, который теперь был вынужден содержать семью, не мог позволить себе экспериментов и изменения узнаваемого стиля. Он продолжает творить и даже переходит к большим формам: в 1934 году он создает свои первые монументальные произведения. Позднее он достигнет большого успеха в этой отрасли, получив Гран-при международного художественного Фонда Геггенхайта за знаменитые настенные панно «День» и «Ночь», представленные в Парижском ЮНЕСКО.

Начало гражданской войны застигло Миро в Монт-Роч-Дель-Камп. Осенью 1936 года художник вместе с семьей перебрался в Париж и в его картинках того периода почти физически ощущается боль и беспокойство, которые испытывал художник.

С августа 1939 года по май 1940 года он снимает дом у моря и много работает, что поддерживает его дух. Летом 1940 года художник возвращается в Испанию: сначала на Майорку, а потом в родной Монт-Роч и Барселону.
Все эти годы Миро активно сотрудничал с сюрреалистами, его работы были представлены в рамках движения в Копенгагене, Тенерифе, Лондоне, Нью-Йорке, а музей современного искусства в Нью-Йорке даже организовал первую ретроспективную выставку, которая прошла с успехом.

Жоан открывает для себя новые формы, он создает керамические произведения, которые унаследуют лучшие качества его живописи. В послевоенные годы продолжает покорять мир, но теперь уже с персональными выставками. А в родной Барселоне 10 июня 1975 года был открыт Фонд Жоана Мира, в котором представлены как его лучшие полотна, так и керамика и скульптуры.

Жоан умер у себя дома на Пальма де Майорка в возрасте 90 лет. Его вклад в мировое художественное искусство и живопись очень велик: во всем мире имя Миро — символ хорошего, утонченного вкуса и жажды жизни.