Говорят, для того, чтобы оценить всю глубину русского языка нужно постоянно читать высокохудожественную литературу. Но литература не может передать всех оттенков языка среди людей разных статусов и городов России. А вот простое видео, заснятое на мобильный телефон — может.
Если в советские времена основным источником крылатых фраз были кинофильмы, то сегодня молодежь ориентируется на youtube — выражения и отдельные слова, сказанные в любительских видеороликах, остро и резко входят в повседневную речь, постепенно становясь фразеологизмами и неологизмами. Яркий пример — знаменитое запили (значение — сделай), слово стало повсеместно употребляемым, кажется, что это слово используют люди, даже не знающие его витиеватых корней.
Популярность «модных» выражений растет в геометрической прогрессии: поиск слов и выражений, которые станут популярными, стал своеобразным увлечением — люди смотрят ролики не только для того, чтобы посмеяться, но и для того, чтобы узнать свежие слова, которыми потом можно будет «щеголять» в обиходе.
Пик образования фразеологизмов из любительских роликов с youtube пришелся на популярное выражение «Пацаны ваще ребята», прозвучавшее в нашумевшем видео, повествующем об уважении специфического класса российских мужчин к паркурщикам. Романтизм и глубина этой фразы мгновенно сделали ее крылатой среди разных слоев молодежи: появилось большое количество пародий, мемов и даже татуировок(!).
Выражения со словом «пацан» вообще очень быстро прививаются в разговорной речи, вмиг становясь фразеологизмами. Отличная иллюстрация — появившееся несколько лет назад «пацан к успеху шел, не получилось, не фартануло», прозвучавшее в небольшом репортаже о юных преступниках.
Список выражений русского языка, наполненных свежим смыслом, можно продолжать: «это печально» , «король королей «, «Бам-Бам», «..ли тут так мало?» — все они приобрели новую эмоциональную окраску, благодаря персонажам и ситуациям во время которых были произнесены, именно люди придают банальным выражениям новый смысл, открывая неизведанные грани русского языка.
Чаще всего герои видео — мужчины низших слоев общества, которые распоряжаясь маленьким словарным запасом, создают из трех слов ёмкое и эмоциональное предложение. Но интересно другое: слова сказанные малограмотными людьми, стали употреблять достаточно интиллегентные люди. Похожую ситуацию Россия переживала несколько лет назад, когда популярное каверканье слов (например,»превед») захватили почти всю страну. Это было глупо.
Но нынешняя ситуация это скорее одновременно и лингвистический, и социологический процесс. Для кого-то новообразование фразеологизмы — загрязнение языка, а для кого-то отличный способ выражения эмоций и осведомленности в виртуальной жизни, размывающий социальные различия.
Каким бы ни было ваше мнение относительно новых выражений и слов, не забывайте о том, что это лишь дополнительный источник познания языка. А вся сила — в книгах.