Его имя стало синонимом сюрреализма, однако он сумел выйти за пределы этого направления, определив свой уникальный стиль.

Сальвадор Хасинто Фелипе Даменеч Куси Фаррес родился в г. Фигерас, недалеко от Барселоны в семье нотариуса. По его словам, в 6 лет он хотел стать поваром, в 7 – Наполеоном. С ранних лет его необычный характер и любовь к искусству проявлялись во всём: от исключительной наблюдательности, до достижения максимального реализма на картинах, нарисованных на дверях сарая. Его глаз замечал малейшие аномалии и отклонения, сплетая их воедино и создавая целостный образ, который в дальнейшем становился почвой для новых картин.

Увлечение Сальвадора искусством сподвигло его поступить в Академию искусств Сан-Фернандо. Однако его отец считал, что на искусстве нельзя заработать денег, и оно создано только для развлечения. Но всё-таки в 1921 году юный Сальвадор перебирается учиться в Мадрид, где его склонность к эксцентричным поступкам и щегольскому виду становится более заметна. В студенческие годы Сальвадор увлекается кубизмом, и это сблизило его с будущими товарищами Федерико Гарсия Лорка и Луисом Бунюэль. Спустя 6 лет после знакомства, Дали совместно с Буньюэлем, создает первую сюрреалистичную кинокартину «Андалузский пёс», сделавшую много шума в Париже.

Но решающей в жизни художника была его первая поездка в Париж, во время которой он знакомится с кумиром и ‘духовным отцом’ — Пикассо. Дали говорил: «Я приехал к Пикассо такой взволнованный, как будто был на приеме у самого папы».
Еще один знаменитый персонаж, повлиявший на творчество Дали – Зигмунд Фрейд. По словам Дали, теории Фрейда стали для него тем, что Священное писание было для художников Средневековья, а мифы античности – для Ренессанса. Дали трижды ездил в Вену, чтобы пообщаться с гением, но встреча состоялась только в 1935 в лондонском доме Фрейда. В своем творчества Дали был истинным фрейдистом: все комплексы и пороки он выводил на холст, т.е. процесс творчества для него был очищением.

В 1929 году Дали приезжает в Париж, где успех «Андалузского пса» сделал его известным в группе сюрреалистов. Именно в это время Дали вступает в группу во главе с Андре Бретоном и знакомится с Элюаром, Магриттом, Арпом, Танги, Эрнстом, Тцара, Кревелем и другими. Но самое главное, он знакомится со своей будущей музой – Еленой Дмитриевной Дьяконовой, названной Элюаром «Гала» (фр. праздник). Еще до встречи с Дали Гала была музой сюрреализма, а после стала музой Дали. Она была для него женой, сестрой, матерью и, конечно же, моделью.

Важнейшей составляющей «мира Дали» была его идея об исключительности, которую он всячески культивировал. Его поступки часто считали сумасшедшими, он же говорил: «Разница между мной и безумцем в том, что я не безумец».

1930-е годы – пик творческой активности Дали. Он полон идей, вокруг его имени не утихает шум. Появляются картины, ставшие жемчужинами живописи: «Мрачная игра»(1929), «Невидимый человек» (1929) и «Постоянство памяти». Дали признается, что идея о растекающихся часах была навеяна от перезрелого сыра камамбер.

В 1932 году в Париже в галерее Пьера Колле в Париже проходит первая персональная выставка, а год спустя выставка в Большом Яблоке в галерее Жюльена Леви.

Интересным является внутренний порядок, который Дали описывает в документе «Моя борьба»:

ПротивЗа
простотысложность
однообразияразнообразие
уравниловкииерархию
коллективаиндивидуальность
политикиметафизику
музыкиархитектуру
природыэстетику
прогрессапостоянство
механичностимечту
абстракцииконкретность
молодостизрелость
оппуртунизмафанатизм
шпинатаулитки
кинотеатр
Буддымаркиза де Сада
ВостокаЗапад
солнцалуну
революциитрадицию
МикеланджелоРафаэля
РембрантаВермеера
диких предметов африканского искусстваультрацивилизационные предметы современного искусства 1990 года
философииВозрождение
медицинырелигию
призракамагию
женщинГала
мужчинменя самого
скептического Временимягкие часы

Его талант выходит далеко за рамки искусства: по его словам, он изобрел искусственные ногти с маленькими зеркальцами, в которые можно смотреться; прозрачные манекены для витрин, в них наливать воду, в которой имитируя кровообращение плавали рыбки; очки-калейдоскоп – их следует надевать в машине, если вокруг скучные пейзажи; дополнительные груди на спине, которые могли совершить переворот в моде лет на сто.

Но изобретательность и эпатаж – от этого уставал даже Сальвадор. Исцелительным становился Порт-Льигат, где он любовался скалами и пейзжами. Он по 10-12 часов работал, не выходя их мастерской.

К концу 1934 года Дали покидает группу сюрреалистов, и в ноябре прибывает в Нью-Йорк. Выставка его работ пользовалась большим успехом и пресса, проникшись этим обстоятельством, сменила тон с насмешливого на уважительный.
В декабре 1936 года Дали вновь едет в Нью-Йорк, на этот раз его поездку можно назвать началом славы: его портрет украшает обложку Times Magazine. В течение восьми лет, с 1940 по 1948 Дали живет и работает в Америке. Здесь он октрывает новый вид деятельности – промышленный дизайн, а также работает как театральный художник. В это время были нарисованы известные полотна «Лицо войны» (1940), «Три возраста», «Рынок рабов явлением невидимого бюста Вольтера», «Мягкий автопортрет с жареным салом» и «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения»(1944).

Заслуги Дали перед искусством отмечались разными способами. Его картины приобретали музей по всему свету, он дважды удостаивался аудиенции римских пап. Зимой 1958 года художник был награжден Золотой медалью Парижа и орденом Почетного легиона, в 1977 году преставлен к премии Монтеське, а год спустя удостоен Золотой Медали Фигераса.

Фигура Дали привлекала не только любителей искусства, его личность исследовали, о нем писали огромное количество книг и сняли несколько кинофильмов, в том числе «Кто есть Дали?» Анри Шампетье (1965) и «Автопортрет Сальвадора Дали» Кристофа Аверти и Робера Дешарна(1972).

Последние годы жизни Дали были плодотворными: он открыл театр-музей в Фигерасе, который почтил своим визитом король Испании Хуан Карлос и королева София.

10 июня 1982 года Гала покинула Дали – это стало большой жизненной трагедией художника, остаток жизни он провел затворником в замке Пуболь. Сальвадор Дали умер в больнице Фигераса 23 января 1989 года. Он похоронен в ротонде своего театра-музея.
За свою жизнь Дали создал более 1500 полотен, написал 2 автобиографии, сделал дизайн Chupa Chups, создал 3 фильма и был автором многочисленных перфомансов, изменивших сознание мира.

Выставка в Москве

Его трудолюбию стоит поучиться, а также можно попробовать отгадать загадку гения, посетив выставку, проходящую до 13 ноября в Москве в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, расположенном по адресу: ул. Волхонка, 12, м. Кропоткинская.

Режим работы: вт-ср, пт-вс 10.00–19.00, чт 10.00–21.00, касса закрывается на час раньше. Вход стоит 300 руб.

www.arts-museum.ru